Уполномоченный по правам человека сообщает о системном кризисе в образовании и предлагает меры по его преодолению
В 2024 году удвоилось количество жалоб на конфликты в образовательных учреждениях Алтайского края. При этом обращения поступали как от педагогов, не согласных с действиями администрации учебного заведения, так и от родителей.
Об этом сообщил уполномоченный по правам человека в регионе Антон Васильев в своем докладе за прошлый год. Алтайский омбудсмен обращает внимание на снижение статуса профессии "учитель", что играет не последнюю роль в образовании конфликтов.Системный кризис в образовании
"Серьезное беспокойство вызывает буллинг учительского сообщества со стороны учащихся и их родителей. Очевидно, проблема лежит как в плоскости общей культуры в обществе, так и в системе защиты чести и достоинства педагогических работников", – констатирует омбудсмен в докладе.И считает, что в немалой степени на буллинг учителей повлияло падение авторитета профессии, скромный социальный и материальный статус педагогов.
Васильев также выделил ряд проблем, которые негативно сказываются на положении учителей:
- коммерциализация образования – отношение к образованию как к услуге привело к искажению его философии и смысла;
- цивилизационный кризис – Россия столкнулась с потерей духовного измерения в образовании, ценностного образа человека;
- недостаточное финансирование – тотальное недофинансирование сферы привело к оттоку педагогов и ухудшению материально-технической базы, восстановление которой сейчас идет с трудом;
- низкий авторитет профессии – дефицит кадров, разный уровень заработной платы в регионах, отсутствие четкого регулирования труда педагогов усугубляют ситуацию;
- перегрузка и выгорание – загруженность бумажной работой, переработки и отсутствие мотивации снижают качество образования.
Старение кадров и онлайн-образование
Есть и другая проблема – дефицит кадров в среднем образовании. Он достигает 10% в некоторых регионах, отмечает в докладе омбудсмен. В России на 2023 год работало 1,3 млн педагогов, при этом:
- менее 200 тысяч – моложе 30 лет;
- около 410 тысяч – от 30 до 45 лет;
- более 530 тысяч – от 45 до 59 лет;
- 187 тысяч – старше 60 лет.
К 2029 году доля учителей моложе 30 лет в школах составит всего 6%, отмечает президент российской академии образования Ольга Васильева.
Внедрение онлайн-образования также создало новые проблемы. На педагогов возложили обязанность разрабатывать онлайн-курсы, не предусмотрев дополнительных прав или гарантий в связи с этим.
"Как следствие, разработка онлайн-курсов стала одной из трудовых обязанностей педагога без дополнительной оплаты данной работы", – добавляет омбудсмен.
Пути решения
Уполномоченный рекомендует:
- ввести единую на всей территории РФ систему оплаты труда – обеспечить равенство подходов к оплате труда при одинаковых условиях работы;
- повышение престижа профессии – расширить набор на педагогические специальности, использовать социальную рекламу и повысить имидж профессии;
- дифференциация учебной нагрузки – установить четкие требования в законодательстве, учитывая ученое звание, стаж работы и другие факторы;
- защита прав педагогов – ввести систему прав и гарантий для профессионального развития, включая получение образования, стажировки, отпуска для исследований и защиты диссертаций.
Только комплексный подход к решению проблем в сфере образования позволит улучшить ситуацию и повысить качество обучения.
Свежие комментарии