На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Юрий Юрченко
    За наркотики только зона. Что это за суд, если бы её детей подсадили на наркоту. Тупизм полный.Прокурор запросил...
  • Владимир Грачев
    Это очень хорошо Даже отлично! Осталось определить какую философию и какую историю. В СССР эти науки учили в конечном...Всех российских с...
  • Валера
    посмотрите цены на черную икру в Грузии, Иране, Азербайджане, Казахстане. Ловите браконьеров в Дагестане, МариЭл, Аст...Огромные очереди ...

Повышение утильсбора: поднимет российский автопром или положит импорт электрокаров

Продажи электромобилей в России в 2025 году резко упали. Такая же тенденция и в Алтайском крае

По итогам первого полугодия 2025-го в Сибирском федеральном округе (СФО) продажи электромобилей и "гибридов" просели более чем в два раза к прошлогодним показателям, в Алтайском крае падение продаж – 79%. Эксперты объясняют это уже выросшим размером утильсбора для электрокаров и грядущим, еще более жестким его изменением с 1 ноября.

А ведь еще в 2024 году рынок "электриков" в СФО показывал трехкратный рост. Какие изменения ждут автовладельцев и потенциальных покупателей авто, почему растет сбор на утилизацию, и чего ждать на рынке электромобилей и инфраструктуры для них – в материале amic.ru.

В Сибирском федеральном округе за шесть месяцев 2025 года продано 217 электромобилей.

По данным агентства "Автостат", на 1 июля 2025 года в России зарегистрировано 138,5 тыс. электромобилей и подключаемых гибридов. Доля таких машин от общего автопарка в РФ составила 0,14%. Из них доля новых электрокаров – 4,4 тысячи, 1,2 тысячи завезли в страну подержанных "электриков", что на 45,2% меньше, чем за тот же период 2024-го. Наибольшее падение зарегистрировано в мае 2025-го: россияне купили 786 электромобилей, что на 28% меньше в годовом выражении. Снижение спроса на "электрички" эксперты объясняют ростом утилизационного сбора.

«С 1 января 2025 года утилизационный сбор для электромобилей и гибридов, ввозимых на коммерческой основе, вырос до 667 тысяч рублей, что стало серьезным вызовом для рынка», - отмечает основатель автомобильной группы компаний "Арсенал" (Красноярск) Виктор Поддубный.

Еще больше на авторынок повлияет очередная корректировка утилизационного сбора.

Мощность имеет значение

С 1 ноября Минпромторг намерен ввести новую систему расчетов утилизационного сбора – с учетом мощности двигателя. Директор департамента продаж новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов утверждает, что предложение Минпромторга позволит обелить рынок поставок автомобилей в страну:

«Сейчас значительная часть автомобилей завозится с оплатой льготного утильсбора, а далее перепродается либо фактически используется в коммерческих целях. По сути, это скрытая коммерческая деятельность, которая искажает конкурентные условия».

В первую очередь такие меры скажутся на уровне утильсбора на электромобили и последовательные гибриды. На некоторые модели дилеры уже прогнозируют рост цен на 2 млн рублей.

Сейчас сумма утильсбора зависит от объема двигателя и года выпуска. Но эти показатели уже не отражают реальной картины по мощности авто, говорят эксперты. Технологии автопрома позволяют достигать внушительной мощности турбодвигателя при небольшом его объеме, и такие автомобили пользуются все большей популярностью. Особенно это касается китайских авто, а также электромобилей, мощность агрегатов которых зачастую значительно выше, чем у двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Нововведение не коснутся частных владельцев авто (физических лиц), мощность которых не превышает 160 лошадиных сил. Они так и продолжат платить льготный утильсбор: 3,4 тысячи рублей за новый автомобиль и 5,2 тысячи – за авто старше трех лет. Таких автомобилей в стране на сегодняшний день – 88% от общего объема автопарка, впервые зарегистрированного в России за последние пять лет.

Но все круто меняется для юридических лиц. В наиболее популярном сегменте машин с объемом двигателя до 2 литров ставки нового утильсбора будут такими:

  • 667,4 тысячи рублей – для авто с двигателем от 70 до 160 л. с.;
  • 750 тысяч рублей – при мощности двигателя от 160 до 190 л. с.;
  • 794 тысячи рублей – при мощности двигателя от 190 до 220 л. с.;
  • 952 тысячи рублей – при мощности от 250 до 280 л. с.

Существенно выше эти ставки на новые авто с двигателями от 2 до 3 литров. Например, до 70 л. с. – 1,88 миллиона рублей, от 250 до 280 л. с. – 2,1 миллиона.

Эта же сетка расчетов будет применяться и для физических лиц, если мощность двигателя ввозимого в страну авто превысит 160 л.с.

Сложнее расчет утильсбора для электромобилей и гибридов.

Мощность пиковая или 30-минутная?

Эксперты задаются вопросом: как высчитывать мощность электромоторов? Производители для повышения качественных характеристик своей "электрички" указывают пиковую мощность двигателя. Но на ней авто долго не проедет – батареи перегреются и выйдут из строя. Гораздо важнее и реальнее для понимания мощность "30-минутная", которую электромобиль может выдавать полчаса и больше. Например, у очень популярного в Сибири и России (в целом) китайского "Zeekr 001" пиковая и 30-минутная мощности составляют 544 л. с. и 218 л. с. соответственно. У отечественного "Москвич-3е" эти показатели – 193 л. с. и 68 л. с.

В России за базовую мощность электромотора берется меньшая, то есть 30-минутная. Но с гибридными авто ситуация возникла двоякая. Для параллельных гибридов, где ДВС участвует в приводе колес через трансмиссию, суммируют мощность бензинового двигателя и 30-минутную мощность электромотора (моторов). А для последовательных гибридов, где колеса вращаются только за счет электромоторов, мощность ДВС не учитывается.

Но это правило далеко не всегда соблюдается. Например, в Хабаровском крае ГИБДД при расчете транспортного налога для параллельного гибрида Toyota Aqua Hybrid определила суммарную мощность агрегатов в 135 л. с.: 74 л. с. от ДВС и 61 л. с. пиковой мощности электромотора. А при этом 30-минутная мощность электродвигателя – всего 13,6 л. с. Разница в мощности очевидна.

Эксперты опасаются, что рынок по ввозу автомобилей в Россию просто "ляжет" из-за роста цен на мощные автомобили. Уже сейчас отмечается сокращение продаж "электриков" и гибридов. Хотя до повышения утильсбора популярность на них только росла.

Зачем Алтайскому краю нужны электрозаправки и почему их в регионе так мало?

По словам экспертов, отрасль невозможно развивать без господдержки, потому что "заправки" для электрокаров просто не окупаются

Время на развитие инфраструктуры?

Несмотря на падение продаж, электромобили заняли более 40% ввезенного в Сибирь транспорта для личного использования за 8 месяцев 2025 года. А в 2024 году Алтайский край стал лидером по росту продаж "электриков" – почти 40 электрокаров приобрели жители края. В то время как в 2023 — всего три.

Сдерживает спрос на электрокары медленное развитие инфраструктуры. Так, в Красноярском крае действуют около 200 зарядных станций, что должно покрывать потребности. Но распределены они неравномерно: не хватает зарядок на трассах и в небольших городах региона.

В Алтайском крае зарядных станций для электромобилей пока всего 21. Из них 17 находятся в Барнауле, остальные – в Новоалтайске, Бийске и Алейске. В соседних регионах Сибири ситуация лучше, чем в Алтайском крае. По словам депутата АКЗС от ЛДПР Владимира Семенова, до 2024 года работала программа развития станций зарядки электротранспорта, в которую регион почему-то не вошел. По этой программе, например, Иркутская область получила 41 млн рублей субсидий, Кемеровская область – 21 млн, Томская – 24 млн, Красноярский край – 48 млн.

Без господдержки развивать инфраструктуру для электромобилей трудно, говорят эксперты. В марте этого года замдиректора по развитию "Барнаульской горэлектросети" и правообладатель зарядных станций "Точка тока" Денис Пивоваров заметил:

«Бизнес неохотно идет в данное направление, потому что для предпринимателей это не совсем выгодный процесс. Если станция заряжает 12 часов в сутки, срок окупаемости наступает буквально в течение двух лет. Но если станция заряжает два часа в сутки, то срок окупаемости при нынешней ставке Центробанка не наступает вообще».

Время исправить ситуацию еще есть. Даже если упадут продажи на некоторые мощные модели электромобилей и гибридов, останется парк более дешевых авто с пробегом и государственные инициативы в отечественном автопроме.

Зачем Алтайскому краю нужны электрозаправки и почему их в регионе так мало?

По словам экспертов, отрасль невозможно развивать без господдержки, потому что "заправки" для электрокаров просто не окупаются

Более экономичный

В первую очередь электромобили остаются машиной "для города". Дефицит быстрых зарядок делает междугородние поездки на электромобилях практически невозможными, ведь на трассах зарядных станций почти нет:

«Текущая инфраструктура не успевает за растущим числом электрокаров. Она больше подходит для энтузиастов, чем для массового рынка», – убежден директор по развитию "Авто.ру Восток" и Академии "Авто.ру Бизнес" Вадим Маньков.

По данным портала "AUTOELECTRO", на февраль 2025 в России насчитывалось 8185 электро-зарядных станций, из которых 3085 – быстрых.

И все же эксперты считают, что интерес к электрокарам будет расти: они экономичнее автомобилей с ДВС.

«Для клиентов важно, что гибридный автомобиль на 1 км обходится в 0,5–3 рубля, тогда как на авто с ДВС – тратишь в четыре-пять раз больше», - отметил Виктор Поддубный.

Кроме того, электрокары и гибриды с каждым годом все доступнее.

Виктор Поддубный указывает, что субсидия на новые электромобили российской сборки составляет 35% от стоимости авто (но не более 925 тысяч рублей).

Эксперты "AUTOELECTRO" уверены: кто пересел на электромобиль, на ДВС больше не вернется. И еще одно: кто был в Китае до эры электромобилей и сейчас, те отмечают, насколько в городах стало чище и тише.

Как рост утильсбора отразился на стоимости авто на Алтае и что будет с ценами дальше?

В автосалонах Барнаула рассказали, как будет расти стоимость автомобилей и почему китайский автопром может заполонить рынок

 

Ссылка на первоисточник
наверх