
Глава республики Андрей Турчак еще летом 2024 года пообещал жителям транспортную реформу, которая снимет проблему
Жители Алтайского края привыкли к бесконечным проблемам с общественным транспортом, который не ходит по расписанию, кондукторы выгоняют детей из салона или не выпускают из-за проблем с оплатой, хамят и угрожают пассажирам, ведут себя неадекватно. Беда эта коснулась не только Алтайского края.
В соседней Республике Алтай вспыхнула настоящая война между автобусниками после прихода на рынок второго автоперевозчика, сразу полюбившегося местным жителям.Перерастающие в театр абсурда дорожные войны уже привели к травмам среди пассажиров. В дело вынужден был вмешаться губернатор – Андрей Турчак попросил вмешаться в ситуацию правоохранителей. Что же происходит у соседей? Разбирался amic.ru
Зачем Алтаю второй перевозчик?
Транспортный коллапс начался в Горно-Алтайске около двух лет назад и постепенно усугублялся. Из-за серьезной нехватки водителей автобусы массово не выходили на маршруты, не следовали графикам, "задерганные" экипажи постоянно грубили пассажирам. Ожидание транспорта в отдаленных микрорайонах растягивалось на часы. Вечером экипажи сходили с маршрутов уже после 20:00 часов, а то и раньше.
Водителей в том числе переманивали на курорт "Манжерок" более высокими зарплатами. Не помогало даже бесплатное обучение претендентов на категорию D.
Глава региона Андрей Турчак еще летом 2024 года пообещал жителям транспортную реформу, которая снимет проблему. И обещание выполнил. 1 сентября 2025 года к работе на маршрутах Горно-Алтайка приступил новый перевозчик из Волгограда. С ним заключила контракт администрация города после истечения контракта со "старым" перевозчиком. Согласно данным с сайта госзакупок, цена контракта составила свыше 1,449 млрд рублей, действует он до 31 января 2030 года.
Ранее и городские, и пригородные маршруты обслуживал "Горно-Алтайский союз индивидуальных автопредпринимателей". Сейчас он продолжает работу в пригороде, потому что контракт с региональным Минтрансом еще не истек.
Рынок таким образом разделили практически пополам. Вот только "старички", лишающиеся половины клиентов, а значит и части дохода, не очень обрадовались.
Не успели жители привыкнуть к новым красивым автобусам и вежливому персоналу (водителей и кондукторов "доставили" вместе с техникой), как начались проблемы иного рода.
Автобус или "пешкарус". Выберется ли Горно-Алтайск из транспортного коллапса?
Как гоночный трек
Едва ли не с первого дня работы нового перевозчика жители стали замечать странное. В погоне за клиентами между "старожилами" и "новенькими" развернулась настоящая война. Кажется, пока только до рукоприкладства дело еще не дошло, рассказывают горожане, на глазах которых все это происходит.
«Вчера ехала на 112-м автобусе (Пригородный. – Прим. ред.), сзади новый автобус, и с матерками и ревом они устроили гонки на дороге. И это не первый уже раз, это что еще за гонки? Мы все понимаем, как говорится, отобрали ваш хлеб, но пассажиры-то при чем, выясняйте на уровне чиновников или кто по этому вопросу главные! Нам эти выкрутасы на дороге не нужны!» – жалуются жители в соцсетях. В комментариях тему подхватили и наперебой принялись рассказывать случаи из "собственной практики".
Провоцируют водители и околоаварийные ситуации:
«Ехала в автобусе. Район жилмассива. Догнали другой автобус. Между машинами начались гонки. Наш автобус не догнал, зато мы протаранили фонарный столб. Он упал на автобус. Мы заорали, испугались, и все выскочили на остановке. Меня трясло».
Несмотря на заверения, что приезжие лишили местных работы, у нового перевозчика трудятся не только приезжие вахтовики, но и местные жители. Например, один из них – Денис М., объявление о вакансии он нашел через "Авито". Он рассказал amic.ru, что пассажиры не преувеличивают.
«Это правда, что они (экипажи "старых" автобусов. – Прим. ред.) подрезают и пытаются "выжать" "волгоградцев" с остановок. У них доход зависит от выручки, а мы работаем за зарплату. Наверное, поэтому еще злятся, не соблюдают элементарные правила этикета водителей. Например, когда заходишь на остановку, положено проехать до самого конца остановки, чтобы за тобой осталось место другим автобусам. Они специально этого не делают, назло загораживают проезд. А мы не гонимся за выручкой, нам не нужна эта конкуренция», – пояснил он.
Сотрудники "старого" перевозчика с претензиями в свой адрес не соглашаются. Они считают себя пострадавшей стороной: «А что, нам их целовать? Они нас подрезают, обгоняют, а у нас график, мы идем по времени. Да, короче… вы непробиваемые», – высказалась одна из кондукторов.
Другая отметила, что они бы и рады всегда быть приветливыми и улыбчивыми, но хорошему настроению не очень способствуют условия работы. Например, им постоянно приходится выметать грязь за пассажирами, которые не только пачкают пол, но и марают, портят обивку сидений, разбрасывают мусор:
«Отмоешь этот автобус, на первом же круге уже не видно, что мыл. Руки опускаются. Отдельно нам никто, кстати, за это не платит».
Симпатии жителей, однако, несмотря на неоднозначность ситуации, на стороне новых экипажей, в том числе благодаря их вежливости и аккуратности.
«В новые автобусы зайти приятно, здесь чисто, уютно, с тобой поздороваются, хорошего дня пожелают, улыбаются. В старых на тебя разве что не кидаются, злые все время», – рассказывают пассажиры.
О чем говорили премьер Михаил Мишустин и глава Республики Алтай Андрей Турчак
Дошло до губернатора
Ситуация усугубилась до такой степени, что на нее обратил внимание Андрей Турчак во время очередного заседания правительства, которые транслируются в прямом эфире.
«Мы фиксируем обращения жителей относительно хамского поведения "старого" перевозчика. В борьбе за клиентов устраиваются гонки на дорогах, подрезают, создают аварийные ситуации. Все это происходит с пассажирами в салонах. Более того, есть видеофиксация, когда один из "старых" перевозчиков угрожал расправой водителю нового автобуса», – сказал глава.
Он добавил, что по этому факту будет направлено заявление в полицию.
«Прошу правоохранительные органы, прокуратуру, не затягивая, разобраться с этой историей, навести порядок в городе. Никто не собирается ограничивать работу перевозчика, но такие методы борьбы за клиентов допускать нельзя», – подчеркнул Турчак.
После этого на заседании круглого стола начальник городской Госавтоинспекции Павел Кондрашов рассказал журналистам, что в сентябре в Горно-Алтайске зарегистрировано три дорожно-транспортных происшествия с участием пассажирских автобусов. В одном из них два человека получили травмы. Раньше в городе такого числа ДТП с пассажирским транспортом не было. Сентябрьские аварии как раз связаны с конкуренцией за пассажиров между перевозчиками.
При этом представитель волгоградского перевозчика Денис Преснухин, в свою очередь, сообщил, что виновником аварий, в которых люди получили травмы, был именно их водитель. Его уже отстранили и направили на пересдачу, добавил он.
А цены выше гор! Путевые заметки туристки, побывавшей в Горном Алтае
Черное и белое
Жители просят заменить и оставшиеся в пригороде ржавые, немытые ПАЗики. В новых автобусах, например, есть кондиционеры. В старых же летом очень жарко, зимой они промерзают. Кстати, еще год назад Турчак просил руководителя автопредпринимателей Наталью Осинцеву хотя бы отмыть и автобусы, и водителей. Изменений не последовало.
«В новых автобусах чисто. Вежливые сотрудники, опрятные. "Союзовские" автобусы не только грязные, там на тебя волком смотрят, шипят. Не все, конечно, сотрудники такие, но много. Хамства и злости много, к сожалению», – поделился один из пассажиров.
Жители постоянно рассказывают, как кондуктор выгнала ребенка с неработающей картой, как водитель не пустил дедушку-инвалида на костылях, и тот упал.
Возможно, такое поведение частично объясняется неравными условиями труда. Например, у "старого" перевозчика сотрудники сами моют и обслуживают автобус, при этом зарплата у них ниже. У нового – иначе.
«В союзе автопредпринимателей, я узнавал, условия жесткие, ремонтируешь, за это не платят, автобус мыть самому надо снаружи, а изнутри кондуктор моет. Зарплата – 500 рублей в час, а в союзе 4–4,5 тыс. за смену с утра до вечера. Разница большая», – рассказал водитель Денис.
"Волгоградские" экипажи ни ремонтом, ни мытьем техники не занимаются, это делают другие люди – мойщики, механики. А еще каждому водителю выдают для работы форму – парадную и повседневную рубашку, форменный жилет. Стоимость проезда при этом с приходом нового перевозчика пока что не изменилась.
За лето турпоток в Республику Алтай в 2,5 раза превысил численность населения региона
То ли еще будет
Новые белые автобусы, отработав сентябрь, вернутся туда, откуда их "пригоняли" на время. На смену им уже прибыли другие – бирюзового цвета, брендированные, с изображением маральника, снежного барса и надписью "Алтай". На маршруты они вышли 2 октября. Новую технику уже осмотрел Андрей Турчак.
Приезжие экипажи также вернутся домой. Это не скрывали с самого начала. В автобусах постоянно звучат объявления о найме сотрудников. Зарплаты кондукторам обещают от 50 тыс. рублей, водителям – от 100 тыс. Проблем с кадрами, уверил amic.ru собеседник, не будет:
«Сейчас в приоритете набирают штат из местных. Если не будет хватать водителей, кондукторов, будут дальше из-за пределов республики привлекать, пока вопрос не закроют. Они над этим работают».
Турчак подтвердил, что в ближайшей перспективе перевозчик готов организовать обучение водителей автобусов за свой счет и обеспечивать работой.
"Союзовцы" в комментариях не преминули позлорадствовать:
«Не привыкайте к хорошему, эти уедут, вообще работать некому будет, тогда вспомните нас добрым словом».
Жители считают, что "старички" своим поведением и "разборками" демонстрируют полное отсутствие воспитания.
Турчак на заседании кабмина поручил решить оставшиеся вопросы. Это в том числе корректировка графиков отдельных маршрутов, продажа проездных билетов на автобусы нового перевозчика, оформление нового адекватного расписания – сейчас на остановках где-то его до сих пор нет, где-то развешаны бумажные распечатки с очень мелким шрифтом.
Начальник отдела развития ЖКХ и городской среды Андрей Акчин рассказал, что из 11 маршрутов четыре уже скорректированы, работа продолжается. Вскоре обновятся и расписания на остановках. Транспортную реформу со временем планируют распространить и на пригород. Сроков, правда, не называют.
А вот как будет развиваться история с "дорожными войнами", видимо, покажет лишь время.
Царевна или нищенка? Кем была знаменитая "принцесса Укока"






Свежие комментарии